История венской мебели

13   История венских стульев и венских кресел начинается еще с 30-х гг  XIX века, в те далекие времена, венский стул представлял собой оригинальный образец деревянного искусства того времени. Венские кресла и венские стулья  это  легкая и одновременно прочная мебель, изготовленная из гнутого с помощью горячего пара букового дерева.
Массовое производство деревянной  венской гнутой мебели положил в  Вене , в Австро-Венгрии,  в середине XIX века, Михаэль Тонет. Разработанные и изготовленные Тонетом модели стульев оказались настолько совершенны, что практически без изменений выпускаются до сих пор. В 19-м  и в начале 20-го  веков  фабрика по производству деревянных венских стульев и кресел располагалась на территории Польши, которая  в то время   входила в состав Российской империи. Венские деревянные стулья из гнутого дерева выпускались Тонетом с 1830 года. Прочность венского стула была однажды продемонстрирована оригинальным рекламным способом: Венский стул сбросили с Эйфелевой башни и упав на  брусчатку, он не разбился, а просто отскочил от нее. Ни один деревянный стул тех времен не выдержал бы такого испытания. Фирма «Братья Тонет», получившая в 1856 году привилегию на производство гнутой мебели, не имела конкуренции ни в одной стране. Однако фабрики конкурентов открываются немедленно после окончания этой привилегии в 1869 оду. К началу XX века гнутую венскую деревянную мебель выпускали уже 60 предприятий, из них 16 предприятий находились в России. Наибольшую конкуренцию на русском рынке составили  фирма из Польши «Войцехов» и венская фирма «Кон». Последняя имела в России несколько фабрик, выпускавших мебель различных стилевых направлений, — в их числе московскую фабрику венской мебели «Яков и Иосиф Кон». Самые известные производители венской деревянной мебели конца 19-начала 20 века это фирма «Братья Тонет» и АО «Яков и Иосиф Кон». Помимо фабричных предприятий гнутая мебель в России производилась кустарями. Важно отметить, что они значительно расширили круг материалов, использовавшихся для изготовления гнутой мебели, введя в употребление черемуху, рябину, дуб, клен, ясень, березу. История венской мебели отмечена медалями на Всемирных выставках.

12  1 ноября 1853 года Михаэль Тонет переоформил свое предприятие на пятерых своих сыновей и назвал фирму «Братья Тонет». Середина 19 века были периодом расцвета мебельной фирмы. На Всемирной выставке в Великобритании, в Лондоне, в 1851 году  венская мебель Михаэля Тонета получает награду , бронзовую медаль .  На Всемирной выставке 1878 года во Франции, в Париже фирма «Братья Тонет» и ее основной конкурент «Я. и И. Кон» получают золотые медали. С этого момента начинается повсеместное распространение венской мебели в Европе, Америке и Азии. Деревянный стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым в производственной программе фирмы. Именно от этого стула и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Распространение венской мебели было безграничным — от царского дворца до рабочего кабинета. Чуть позже гнутая венская мебель привлечет внимание Ле Корбюзье при оформлении интерьера созданного им французского павильона на Парижской выставке 1925 года, гениальными идеями венского мебельщика Михаила Тонета будут вдохновляться Алвар Аалто и Мис ван дер Роэ. Гнутые элементы встретятся и в функциональной мебели советских архитекторов 1920-х годов.

15

 

Простота  внешнего вида, высокая прочность, обусловленная технологией изготовления и дешевый способ производства — как нельзя лучше отвечали насущным требованиям быстро растущих городов, резко увеличивших потребность в мебели. На первых порах широкому распространению венской мебели способствовали в основном две причины: Во-первых, потребность в новых формах, новом стиле. Во-вторых, простота и дешевизна изготовления, открывшая путь к созданию мебели массового промышленного производства. Так, лишь один из видов венского стула был выпущен к 1903 году в количестве 45 млн. экземпляров. И все же, несмотря на такой бурный успех венских стульев, нужно отметить, что открытие Михаэля Тонета намного опередило свое время. Отдельно можно отметить значение венской мебели для общественного питания. С середины 19-го века и по сей день венские стулья широко используются при оснащении кофеин, ресторанов, баров, бистро и фуд-кортов. Фирма «Братья Тонет» имела две фабрики на территории Российской империи — в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели велась через собственные магазины и склады фирмы в Москве, Одессе,  Санкт-Петербурге,  Киеве, а также на Нижегородской ярмарке.

14

Венская мебель:  венские стулья и венские кресла были очень популярны в России.  Венская, гнутая, буковая мебель фирмы «Братья Тонет», вошедшая ныне во всеобщее употребление, продается во многих мебельных магазинах — отмечали справочники того времени. Крупнейший магазин деревянной венской мебели в Москве был на Кузнецком мосту, а в Петербурге — на углу Невского и Большой Морской. С 1871 г. и до самой революции здесь располагались магазины и фабричные склады с полным ассортиментом мебели фирмы «Братья Тонет».  В России, как и по всей Европе, венские стулья начали свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Легкие удобные стулья особенно подошли для кафе, бистро, кофеин , которые стали появляться в это время. На рубеже XIX-XX вв. уже все общественные места и  места досуга обставлялись деревянными венскими стульями : рестораны, бистро,  кабаре, кинозалы, кафе и театры.  А затем и залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.  С 1889 г. мебельная фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и венские стулья и кресла появляются в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, был молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни того времени.  Работа представительств фирмы «Братья Тонет» в России прекратилась в 1917 г. сразу после Октябрьской революции, все магазины и склады были закрыты. Но многие миллионы венских стульев и кресел успели прочно обосноваться в домашних и общественных интерьерах в нашей стране.